Организация современного урока химии в аспекте требований ФГОС

Основной организационной формой обучения в школе является урок.

Урок — это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников.

Современный урок химии — это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока. В организации современного урока химии можно выделить:

  1. Целеполагание. Необходимо сформулировать цели: образовательную (усвоение новых химических знаний, формирование умений и пр.), воспитательную (формирование мировоззрения, политехническое, эстетическое и нравственное воспитание и пр.) и развивающую (формирование приемов умственной деятельности, умения самостоятельно решать проблемы и пр.).
  2. Подготовку содержания учебного материала, т.е. соотнесение его объема и сложности в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установление связи с ранее изученным материалом; определение практической и экспериментальной части урока; подготовка оборудования для урока (демонстрационный эксперимент, раздаточные материалы и пр.).
  3. Определение типа и вида урока. Выбор последовательности решения дидактических задач, которые должны приводить к достижению всех целей урока.
  4. Отбор наиболее эффективных методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала и уровнем подготовленности учащихся. 10
  5. Структурирование урока. Урок должен характеризоваться четкостью организации отдельных этапов уроки (начало урока, актуализация знаний, изучение нового материала закрепление и повторение, контроль знаний, домашнее задание и т.д.) и целостностью.

Рекомендации по организации и содержанию работы с одаренными детьми в рамках преподавания химии

В творчестве нет места авторитаризму, таким образом, хороший учитель предлагает сотрудничество своим ученикам, совместное творчество. При подготовке школьников к участию в олимпиадах учителю следует руководствоваться «Программой заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии», которая размещена на информационном портале www.rosolymp.ru.

Сотворчество учителя и ученика сегодня является перспективной тактикой обучения, таким образом, при организации системы работы с одаренными детьми следует использовать следующие технологии: технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика); технология личностно-деятельностного подхода; технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности); технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»); метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий); case-технология (умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, практическая направленность); теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

В старшей школе (10-11 классы) важно организовать самостоятельную работу обучающихся с учетом их способностей, отслеживать успехи и проблемы. Решить эти вопросы помогут следующие образовательные технологии: технология укрупнения дидактических единиц (обобщение материала на более высоком уровне, синтез и анализ); технология личностно-деятельностного подхода; технология организации самостоятельной работы учащихся (построение индивидуальных линий обучения, учет индивидуальных потребностей школьника); балльно-рейтинговая технология в оценивании достижений (портфолио как инструмент самооценки и корректировки индивидуальных линий обучения); исследовательские технологии, метод проектов (формирование исследовательской культуры ученика, реализация деятельностного подхода в обучении с учетом интересов и способностей школьников).

Работа с одаренными обучающимися по предмету «Химия» может быть организована согласно следующим направлениям: − подготовка и участие в предметных олимпиадах (в очной или дистанционной форме); − подготовка и участие в проектно-исследовательской деятельности по химии (предметам естественнонаучного цикла); − участие в работе специальных обучающих программ по предмету (летних школ, лекториев и т.д.); − участие в «профессиональных пробах» и социальных практиках, связанных с химией. В августе-сентябре каждого года.

Министерством образования и науки Российской Федерации утверждается Перечень олимпиад, конкурсов школьников на будущий учебный год с присвоением статуса мероприятию (IIII уровни). В зависимости от уровня олимпиады (конкурса) выпускнику предоставляются льготы при поступлении в вузы Российской Федерации. Рекомендуем обязательно изучать содержание данного документа.

Олимпиады и конкурсы по направлению «Химия» : Олимпиада школьников «Ломоносов» www.olymp.msu.ru

ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова», Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Примеры заданий (решения) можно скачать по ссылке www.olymp.msu.ru

Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее» ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова». С примерами заданий (решений) можно познакомиться По ссылке www.nanometer.ru и www.nanometer.ru

Многопредметная олимпиада «Юные таланты» www.olymp.psu.ru

Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи – будущее науки» www.unn.ru

Межрегиональная химическая олимпиада школьников им. Академика П.Д. Саркисова www.muctr.ru

ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева».Задания и решения олимпиады размещены по адресу www.muctr.ru

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета www.olympiada.spbu.ru.

В настоящее время существует ряд дистанционных программ обучения (курсов, семинаров), которые будут полезны при организации как самостоятельной работы обучающихся по подготовке к творческим конкурсам, так и для педагога с позиции повышения квалификации. Центр онлайн обучения «Фоксфорд» предлагает курсы, открытые занятия для педагогов и обучающихся: «Подготовка к ОГЭ по химии», «Подготовка к ЕГЭ по химии», «Подготовка к олимпиадам по химии (курс ведет Ерёмин В.В., профессор ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова»).